Костюм для куклы: создание кукольного костюма матадора Traje de Luces

Костюм матадора для куклы

Этот мастер-класс - рассказ о создании кукольного костюма матадора. Сложно назвать его мастер-классом в прямом смысле этого слова. Скорее это история о том, как рождается идея и сколько сил и труда требуется для ее воплощения. Ну а кроме сил и труда - насколько это интересный и познавательный процесс.

Итак, костюм матадора, Traje de Luces, что в переводе с испанского означает "сияющие одежды". Идею сделать этот костюм я вынашивала три года, с того самого момента, как у меня появилась кукла SoulDoll Vito Lester. Оценив фактуру и фигуру я сразу поняла: такое телосложение и осанку просто необходимо использовать самым наилучшим образом. Сначала я увидела в нем танцора фламенко, но начав рассматривать фотографии в гугле и увидев матадора, поняла: вот оно! То, что надо!

Любая работа над новым образом начинается со сбора информации. Со сбором информации возникли некоторые проблемы. Как оказалось, на русском языке ее катастрофически мало и вся она представляет собой один и тот же текст, который с небольшими изменениями и дополнениями копипастят у себя разные сайты. Так что я начала сначала использовать английские запросы, а потом, вооружившись Гугл-транслейтом, испанские. Больше всего информации дали именно испанские сайты, как и следовало ожидать. Да здравствует Гугл-транслейт! Так же весьма информативным оказался Ютуб. Там я нашла ролик с процессом одевания тореро перед боем. Выкладываю его ниже. Он мне очень помог понять некоторые тонкие моменты, например - как должны заканчиваться штанины и каким образом там завязываются эти дивные кисточки machos.

Если видео не грузится, его можно посмотреть по этой ссылке.

Ну а вот схема с испанского сайта с названиями составных частей костюма. Самая качественная выдача поисковиков - именно по этим испаноязычным запросам!

Теперь надо было понять, как и что шьется. Я банально забивала в поисковик названия деталей костюма и рассматривала под лупой самые крупные фотографии. Тут еще надо было отделить современный костюм от того, что был 200-300 лет назад, так что я больше брала в расчет именно фотографии старых костюмов из музеев и ориентировалась на костюм 1850-х годов, когда окончательно сложился именно тот вариант, что мы видим сейчас. Фото современных матадоров тоже помогли, ведь фактически за последние 150 лет костюм поменялся очень мало. Традиции!

Изменения коснулись цвета чулок: раньше светло-розовые чулки носили только самые именитые и богатые тореро. Розовый краситель был очень дорогим и не все могли позволить себе покупать чулки розового цвета на один бой. Тема чулок была для меня "больной". Мне больше нравился вариант с белыми чулками и я искала историческое обоснование чтобы оставить именно этот вариант. Обоснование было найдено! 150-200 лет назад действительно большинство матадоров выступали в белых чулках. После изобретения анилиновых красителей розовый цвет стал более доступен и суеверные матадоры стали предпочитать чулки розовые, так как по испанским поверьям розовый приносит удачу.

Так же поменялась прическа матадора, раньше волосы были длиннее, и то, что сейчас имитирует косичку у современных тореро, раньше действительно было длинными волосами и косичкой, к которой крепилась шапочка-монтера. Так же раньше для длинных волос использовали специальную сеточку, в которую их собирали, и получившийся "пучок" укладывался по спине и не мешал в бою. Вариант с косичкой показался мне интереснее.

Набрав ворох фотографий и более-менее разобравшись, как и что должно быть сделано, я посчитала себя готовой и приступила к шитью.

Скажу сразу, готовых выкроек костюма матадора я нигде не нашла. Но это меня не остановило. Пошив на куклу имеет свои весьма серьезные особенности, поэтому строить выкройку пришлось самой. Первый вариант выкроек был обкатан на дешевой бязи. Я сделала "черновик" костюма, который и подгоняла потом по кукле, так как костюмчик должен сидеть очень плотно. Надела "черновик" на куклу швами наружу и принялась подшивать лишнее и распускать, где перестаралась. Таким образом я сделала довольно плотно сидящий макет. И уже по нему вносила правки в первый раскрой и делала финальную "чистовую" выкройку.

Штаны сшиты из четырех частей, на каждой штанине внутренний и внешний шов. В принципе, стандартная выкройка для брюк, подогнанная по фигуре. Тут была основная трудность в том, что штаны эти должны быть очень высокими, они заканчиваются у тореро почти под грудью. А застежка начинается низко и она на пуговицах. В общем, пришлось повозиться, но посадила я их хорошо. Застежку делала, изучив выкройки и мастер-классы по обработке "ширинки" брюк.

Вот так выглядит эта самая застежка:

С жилетом я пошла на небольшую хитрость. Если посмотреть на фото настоящих жилетов тореро (да и на видео это очень хорошо видно), то видно, что спинка жилета делается из более тонкой ткани (в современном варианте - подкладочной). Так как моя кукла в 3,5 раза меньше человека, а лишние швы мне были ни к чему, я выкроила жилет из двух частей (обошлась без плечевых швов). Один шов на спине, два шва - по бокам. Все. Правда, из-за этого у меня весь жилет из одной ткани, без белых "подкладочных" вставок сзади. Но, во-первых, на фотографиях старых костюмов из музеев таких художеств в виде комбинации тканей тоже не наблюдается (то есть, такое допущение возможно), а во-вторых спинку жилетки под верхней курткой никто не увидит. Поэтому я решила пойти на это допущение.

Вот тут видно, что плечевых швов у жилетки нет. А застегивается она стык-в-стык с помощью внутренних крючков. Крючки маленькие, S-образные, делала я их сама из стальной жесткой проволоки.

При пошиве верхней куртки я за основу взяла выкройку жилетки, немного увеличив ее, буквально на полсантиметра, и переделав полочки с горловиной. Полочки просто ровно продолжила до самой горловины. В оригинале полочки у горловины имеют ступенчатый вырез. Я этот момент упростила, сделав один "прямой" уголок. Вот тут видно, как должно быть в идеале:

Уменьшить такую красоту в три раза я не смогла. Выбранная для работы ткань не выдержала таких экзерсисов, толстовата. Кстати о ткани: я шила из габардина, который чуть-чуть тянется. Его получилось отлично посадить по фигуре. Подкладка у всех деталей костюма из хлопка, который тоже чуть-чуть тянется. Не сильно, но вполне достаточно, чтобы мягко без складок облегать фигуру.

В итоге у меня получилось вот что:

Сшив все, штаны, жилет и куртку (рукава не пришивала специально), я задумалась об отделке. Самым непонятным для меня было - как делать расшивку боковин штанов. Я изучала с лупой массу разных фото, пока не заметила на некоторых, что ткань под вышивкой отличается от той, из которой сшиты сами штаны. А потом мне на глаза попалось вот это:

Сразу стало все гораздо понятнее. Расшивка брюк (и не только брюк) выполняется на отдельных кусках ткани! И потом уже вышитые детали пришиваются к основе, а стык прикрывается шнуром.

Самым сложным было придумать узор. Я перекопала массу картинок, но, естественно, все эти узоры было невозможно уменьшить в три раза и оставить такими же. Для этого мне понадобился бы шнурок ооочень тоненький, а я такого не нашла в наших магазинах. И альтернативной замены придумать не смогла. Не свивать же его самой, в самом то деле! Поэтому пришлось придумывать свой вариант узора, адаптированный для кукольного размера, но учитывающий классические элементы испанской расшивки.

Я выбрала часто повторяющийся на многих костюмах элемент - веточка с листочками и и цветами. Испанцы активно используют в украшении этих костюмов растительные мотивы. Где-то я сделала веточки с листочками с одной стороны, где-то с двумя, как позволяло место. Вот один из примеров, которым я вдохновлялась:

Если задать в Google запрос "Traje de Luces" - вы от злата на пару секунд точно ослепнете. Столько красоты! В общем, нарисовав себе примерный эскиз, я взялась сначала за жилет и за штаны. Жилет я расшивала без дополнительных накладок, сразу по основе. А к штанам подошла со всей ответственностью!

Вот коротко о штанах:

Да, подтяжки я своему тореро тоже сделала. И пояс из черной ленты. Все по правилам!

Дальше меня поджидала очередная загадка. Вот эти "штучки" из пяти кругляшков с кисточками. Они есть на штанах, на рукавах куртки, на самой куртке. Одинаковые такие. Опять начала активно гуглить, и узнала, что это называется Broche de alamar, и, де факто, является одинаковыми брошками:

Уменьшить такое у меня вряд ли получилось бы просто потому, что где найти настолько крохотные пайетки? Те мелкие, что имелись у меня, все же были крупноваты для подобной работы. Поэтому я сделала похожую по внешнему виду имитацию:

Я наклеила 5 крупных пайеток на красную ткань-основу с помощью специального клея для ткани, сверху на каждую дырочку в пайетке на клей для страз приклеила подобранные по размеру стразы. Ниже вышила полоску золотым бисером, а к ней уже прикрепила пять золотых бусин с белым бисером. Бисер всегда активно использовался в расшивке костюмов матадоров на протяжении 250 лет, так что это вполне себе аутентичный вариант отделки.

Итак, сделав необходимое количество одинаковых элементов под кодовым названием "а-ля Broche de alamar" я приступила к расшивке.

Выкроила накладки, расшила их узором и пришила к штанам. В вышивке я использовала два вида золотого шнура. Один, более жесткий, витой, прикрывал шов, которым я прикрепила накладки к штанам. Более тонкий и мягкий был пущен на собственно узоры. Так же использовала мелкие пайетки и бисер.

На куртку я решила не делать накладки с вышивкой, и вышивала прямо по полочкам и спинке. Вся жуткая изнанка потом закрылась подкладкой. Так же поступила и с рукавами. Я их сначала расшила узорами, а уже потом сшила в "трубы" и прикрепила к курточке. Рукава к куртке крепятся не полностью, как мы привыкли, а только по верхней части плеч, и это место крепления закрывается наплечниками hombreras. Такое крепление рукавов дает большую свободу движения матадору. Если бы рукава крепились полностью, он просто не смог бы поднять руку вверх. Вот тут отлично виден этот разрез:

Оставались наплечники, hombreras. Тут мне опять пришлось активно гуглить, ибо я не понимала, что это за такие выпуклые штучки и как они делаются. Я вот про это:

Смотрится как звездочки, да? В голову лезли разные дурные мысли, как можно такое имитировать, но хотелось дознаться правды. Дозналась! Оказалось, что это так называемые broche cazoleta, и представляют собой они вот такую забавную ромашку:

"Звездочки" оказались "ромашками"! То есть, вышивается такая "ромашка", потом ее лепестки собираются и получается выпуклая полусфера, которая и пришивается на hombreros.

Прежде чем ломать голову над имитацией я решила попробовать сделать нечто подобное "по всем правилам". Нарезала из золотистой ткани "ромашек" и попробовала их расшить. Идеала я не достигла, но внешне получилось нечто весьма похожее. Так что дальше я ничего не придумывала, а просто нашила таких маленьких "broche cazoleta" и использовала их.

На настоящих hombreras таких cazolete от 5 штук и больше. На более старых вариантах можно увидеть штуки три, но большие. На мой размерчик уместилось всего три.

Да, еще одна деталь декора имеет свое собственное имя и используется и на hombreras, и на штанах. Это вот эти прекрасные кисточки machos:

Тут я даже углубляться в объяснения не буду, и так все понятно. Правда ведь? Свернутый из тесьмы конус, внизу та же конструкция из бусинок, что и у Broche de alamar.

Пришиваются эти machos на hombreras, по две штуки на каждый наплечник. Одна спереди, одна сзади. Итого - на курточке их четыре штуки. И по паре machos на каждой штанине на концах шнуров, которыми штанины подгоняются и закрепляются по ноге матадора.

Пришив hombreras, с костюмом матадора я закончила.

После таких заморочек с вышивкой пришивание подкладки за отдельную операцию я уже и не считаю, а потому и говорить о нем незачем! Но, как вы видите по фотографиям, подкладка есть на всех деталях костюма.

Подводя итоги своего повествования, хочу выделить несколько общих моментов:

  1. Вся вышивка выполнялась бисерной тонкой иглой. Она не оставляет видимых дырок на ткани или том же шнуре, так что в случае обнаружения ошибки в узоре можно распустить и переделать без особых последствий для внешнего вида изделия. Так же бисерной тонкой иглой выполняются ручные швы там где это необходимо. По той же причине, меньше дырок в ткани. Но для пальцев это испытание. Тончайшая бисерная игла отлично втыкается не только передней частью в ткань, но и задней частью с ушком в пальцы.
  2. Все элементы в узоре на костюме матадора должны стремиться вверх. Это связано с испанскими суевериями.
  3. Узор на куртке должен переходить в узор на штанах. Тут очень важно соблюсти этот момент перехода, определенную симметрию, иначе костюм будет смотреться не так гармонично. Ну вы видите, да? По-моему, у меня неплохо получилось!

Комментарии  

# Traje de lucesЮлия 30.01.2017 02:02
Сказать, что это потрясающе - это значит ничего не сказать! Испанцы бы сказали:Maravilloso, precioso, genial y fantastico! С Вашего разрешения, я хотела бы показать этот шедевр моим испанским друзьям. Я уже предвкушаю их реакцию)))
У Вас поистине золотые руки!
Цитировать
# RE: Traje de lucesАдминистратор 30.01.2017 10:16
Спасибо большое Юлия за такую высокую оценку! Это мой любимый проект на сегодня. Подумываю о втором костюме для своего матадора. ))
Конечно, показывайте! Мне будет очень интересно узнать их мнение. :)
Цитировать